Евгений Францевич БАУЭР
1865—1917
кинорежиссёр, театральный художник |
Евгений БАУЭР,
(1865 - (9)22.07.1917)
— русский кинорежиссёр, театральный художник, оказавший большое влияние на эстетику российского кинематографа начала XX в.
Родился в России в артистической семье. Отец, знаменитый в своё время музыкант-виртуоз Франц Мартынович Бауэр, обрусевший чех. Мать – Мария Дмитриевна Петухова - русская оперная певица, православная. Сестры стали актрисами. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В молодости он успел проявить себя во многих творческих профессиях, был актером в любительских постановках, художником-гримером, журнальным карикатуристом, автором сатирических заметок в газетах, театральным импресарио и мастером художественной фотографии.
Пробуя себя в качестве антрепренера, Е. Бауэр осуществляет попытку открыть собственный театр: «Новый Театр-буффо и сад Бауэра» был открыт в мае 1903 года, однако уже в августе
того же года его театр прогорел и был продан.
Бауэр ощущает потребность реализовать именно свои художественные способности и решает сосредоточиться на сценографии, – создании изобразительно-пластических образов для спектаклей и театральных постановок.
В 1900-е годы Евгений Бауэр – главный художник-постановщик театра Я.В. Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
В щукинском саду «Эрмитаж», нач. XX в. На снимке театральные деятели - (первый справа на скамейке) Е.Ф. Бауэр, в то время главный художник-постановщик театра «Эрмитаж» Я.В. Щукина. Фото: А.Д. Гринберг
Именно талант оформителя театральных декораций приводит его в начинающий бурно развиваться российский кинематограф. Для кинокомпании А. Дранкова и Талдыкина он создает декорации историко-патриотического фильма
"300-летие Дома Романовых" (фильм был выпущен в 1913г.) Воодушевляемый успехом и предложениями владельцев компании, в возрасте 48 лет, он становится кинорежиссером.
Создав для компании Дранкова четыре успешные ленты, он принимает предложение от работающей в России известной французской кинокомпании "Pathe's Star", для которой также создает четыре киноленты.
И наконец, уже в конце 1913г. - он режиссер в кинокомпании А. Ханжонкова, где создает основную часть своих киноработ.
В качестве режиссера он успел создать всего за 5 лет более 80 кинофильмов!
Дальнейшая судьба мастера трагична. Летом 1917 года, следуя со съемочной группой с целью отснять ряд сцен для своей очередной ленты «Король Парижа», режиссер стал жертвой несчастного случая. В вечернее время, по дороге к съемочной площадке недалеко от Ялты, он сорвался с гористого уступа и получил серьёзные переломы ног. Был отправлен в больницу, где вскоре даже начал подавать признаки выздоровления.
Однако некоторое время спустя появились осложнения, проявившиеся виде симптомов пневмонии – врачи определили крупозное воспаление легких, ослабленный организм не выдержал и через несколько дней на 53-м году жизни режиссер скончался. Евгений Францевич был похоронен на Ялтинском кладбище.
Мастер тонкой психологической драмы, Е.Ф. БАУЭР
высоко поднял изобразительную культуру кинематографа. Он стоял у истоков создания художественных средств игрового кино: монтажа, мизансцены и тщательно выверенной композиции кадра.
|
Фильмография кинорежиссера Евгения Бауэра.
СУМЕРКИ ЖЕНСКОЙ ДУШИ 1913, реж. Евгений БАУЭР, в р. Нина Чернова, А. Угрюмов, В. Демерт
ПОСЛЕ СМЕРТИ 1915, реж. Евгений БАУЭР, в р. Витольд Полонский, Вера Карали, Бакланова
1002-Я ХИТРОСТЬ 1915, реж. Евгений БАУЭР, в р. Лина БАУЭР, С. Раскатов (комедия) Акц. Общество «А. Ханжонков и К»
НЕЛЛА РАИНЦЕВА 1916, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Зоя Баранцевич, Ольга Рахманова, Акц. Общество «А. Ханжонков и К*»
ДИТЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА 1914, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Елена Смирнова, Михаил Саларов, Акц. Общество «А. Ханжонков и К*»
ХОЛОДНЫЕ ДУШИ 1914, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Лиина БАУЭР, Андрей Громов (на сюжет французского водевиля)
НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ 1914, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Дора Читорина, Александр Чардонин, Андрей Гроиов
ГРЁЗЫ 1915, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Александр Вырубов, Н. Чернобаева, Виктор Аренс (по роману Жоржа Роденбаха»Мёртвый Брюгге»)
СЧАСТЬЕ ВЕЧНОЙ НОЧИ 1915, реж. Е.Ф. Бауэр, В р. Вера Коралли (Лили Плескова, слепая девушка), Витольд Полонский, Акц. Общество «А. Ханжонков и К*»
ДЕТИ ВЕКА 1915, реж. Евгений БАУЭР, в гл. р. Вера Холодная, Иван Горский, В. Глинская
ТЫСЯЧА ВТОРАЯ ХИТРОСТЬ 1915 (комедия), реж. Евгений БАУЭР,
в р. Лина БАУЭР, С. Квасницкий, С. Раскатов, Акц. Общество
«А. Ханжонков и К*»
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ 1916 36 мин, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Вера Карали, Витольд Полонский
ЮРИЙ НАГОРНЫЙ 1916, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Амо Бек-Назаров (Нагорный), Андрей Громов, Эмма БАУЭР (танцовщица), Акц. Общество «А. Ханжонков и К*»
ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬ 1916, реж. Евгений Бауэр, в гл. р. Вера Холодная, Витольд Полонский, Ольга Рахманова
РЕВОЛЮЦИОНЕР 1917, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Иван Перестиани, Владимир Стрижевский, Зоя Баранцева
ЗА СЧАСТЬЕ 1917, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Николай Радин, Лидия Коренева, Лев Кулешов
АНТОША, ПОГУБЛЕННЫЙ КОРСЕТОМ 1916, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Антон Фертнер
НАБАТ 1917, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Николай Радин, Вера Коралли, Зоя Баранцевич, Нтколай Церетели, Александра Хохлова (первая роль), Акц. Общество «А. Ханжонков и К*»
КОРОЛЬ ПАРИЖА 1917, реж. Е.Ф. Бауэр, в р. Вячеслав Свобода, Николай Радин, Эмма БАУЭР (по роману Жоржа Онэ) (последний фильм Евгения Бауэра)
|
|
|
Акционерное общество Ханжонкова |
Звезда русского кино
Вера Холодная |
|
|
* * *
«Божественная меланхолия владела душой Бауэра и лучшие из его картин были созданы в сумеречном свете этого тоскливого чувства».
Вера Холодная
(1893-1919), русская актриса,
первая звезда российского кинематографа.
* * *
|
Ссылки по теме:
|
|
|
Все права защищены.
2004–2016 © Pavel L.Schukin
|
|