«Николо-Угрешский монастырь. Прием солдат, раненных
в
русско-турецкую войну 1877-1878 гг.» гравюра Э. Даммюллера,
«Иллюстрированная хроника войны» – СПб.: Изд. Г.Д. Гоппэ, 1877.
|
В числе лучших добровольцев был избран руководством Николо-Угрешского монастыря для обучения на фельдшерском отделении Московского Военного госпиталя, проходит обучение в Ново-Екатерининской больнице, где получает специальность военного фельдшера. В звании старшего фельдшера по аптечной части он заканчивает воинскую службу.
С этого времени начинается новая эпоха в жизни Я.В. Щукина. Он создает свое дело, начав с небольшого летнего ресторана-буфета в саду «Эрмитаж» на Божедомке. Затем открывает буфет в театре "Парадиз" на Никитской. Успешно развивая свое дело, арендует знаменитый ресторан "Эльдорадо" в Петровском парке, недалеко от Петровского путевого дворца. Устраивает увеселительные сады на знаменитой Нижегородской ярмарке. С 1888 г. Яков Щукин - купец второй гильдии.
В 1889г., он организует увеселительные мероприятия в Петровском парке в саду "Ренессанс" и с этого момента начинается его профессиональная карьера антрепренера.
А идея создания собственного театра выходит для Я.В. на первый план. К 1893 он получает широкую известность в Москве как театральный импресарио. Арендует знаменитый театр "Парадиз" и (уже в качестве директора театра) знакомит московскую публику с целым рядом выдающихся зарубежных театральных исполнителей и талантливых артистов Российской Империи. В том же году открывает в театре "Парадиз" спектакли Русской оперетты, организует гастроли знаменитых зарубежных актеров.
В числе блистательных артистов, гастроли которых организует в своем театре Яков Щукин, достаточно напомнить такие имена: Эрнесто Росси (Ernesto Rossi, 1827-1896), Жан Муне-Сюлли (Jean Mounet-Sully, 1841-1916), Сара Бернар
(Sarah Bernhardt, 1844-1923).
В то же время он ведет переговоры об аренде с хозяйкой владений на Божедомке, где располагался знаменитый увеселительный сад, известный под названием «Эрмитаж» еще с середины XIX века со времен французского ресторатора Мореля, давшего это название саду.
До того этот сад был известен как "Корсаков сад", по фамилии владельца.
К сожалению, к 1893г. сад на Божедомке пришел в полнейший упадок по причине банкротства антрепренера Лентовского, до того прославившегося своими масштабными феерическими постановками, как правило, с участием огромного количества массовки и крупных экзотических животных.1
Но тогдашняя хозяйка сада на Божедомке, уже не веря в успех подобных предприятий, предпочитает получить быструю выгоду от продажи земли под застройку. Что и происходит в скором времени.
Начиная с 1892 года Яков Васильевич начинает реализовывать проект создания собственного театрального сада. Щукин решает остановить свой выбор на владении Мошнина в Каретном Ряду. В 1893 году он организует здесь работы по расчистке заброшенных территорий под сад. Официальное открытие летнего сада состоялось 1 июля (18 июня) 1894 г.
Первоначально сад носил название "Новый Эрмитаж".
На открытии выступали известные зарубежные и отечественные исполнители.
26 мая 1896г. Я.В. Щукин знакомит Москву с синематографом Люмьера. Причем интересен мало упоминаемый факт: в России изобретение Люмьеров появилось раньше Соединенных Штатов (в Нью-Йорке первый показ состоялся только в июне 1896).
Щукин часто выезжает заграницу, для переговоров с зарубежными знаменитостями и их импресарио, и изучения последних технических новинок для своего театра и сада. Непосредственно общаясь с ведущими представителями зарубежного артистического мира, использует свое знание европейских языков, состоит в переписке со знаменитым итальянским трагиком Томазо Сальвини.
В театральных проектах на площадках сада «Эрмитаж» в те годы принимали участие множество талантливых артистов, литераторов и художников, как обладавших мировой известностью, так и только начинающих свой путь к признанию.
Именно здесь своего рассвета под руководством замечательного русского дирижера М. М. Ипполитова-Иванова (1859–1935), (в последствии директора Московской Консерватории) достигла Русская Частная Опера, художественное оформление спектаклей осуществляется под руководством М.А. Врубеля.
В театре «Эрмитаж» прошли первые сезоны Московского Художественного общедоступного театра (МХТ).
18 апреля 1898 года в помещении театра «Эрмитаж» состоялось учредительное собрание литературно-художественного кружка. В число его руководства были избраны А.И. Южин, К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, К.Н. Рыбаков, Г.Н. Федотова и другие заметные деятели русского театра.
14(26) октября 1898г. - состоялся первый спектакль МХТ "Царь Федор Иоаннович". Эта дата была выбрана директором театра «Эрмитаж» Я.В. Щукиным не случайно. Предложенный им день для открытия МХТ был связан со значительным для Москвы праздником иконы Иверской Божией Матери. К тому же в тот же день, но на 74 года раньше был официально открыт Малый театр, старейший русский драматический театр в Москве.
К летнему сезону 1909г. Я.В. Щукин открывает в саду новый летний театр «Зеркальный».
В 1914 году торжественно отмечается 20-летие сада.
В летний сезон 1915 года в Зеркальном театре проходит цикл симфонических концертов.
По свидетельствам очевидцев публики в саду всегда много.
Согласно данным Московской купеческой управы за 1915-1916 г., Я. В. Щукин купец первой гильдии.
До событий 1917 года театральный сад успешно работал под руководством своего основателя.
В начале 1917 г. Яков Васильевич уезжает с семьей в Крым в г. Евпатория.
В 1918г. его сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду был национализирован.
Но история сада Щукина на этом не заканчивается.
В 1979 году московский сад «Эрмитаж» получает статус памятника садово-паркового искусства.
Весьма заметным положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946-2003), по инициативе которого была проведена реконструкция здания «Зеркального театра», с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструированном «Зеркальном театре» позволило саду приблизиться к его историческому театральному значению в культурном пространстве города.