ЭРМИТАЖфранц. –ermitage, происх. от лат. - hermit, – отшельник)
в переводе означает – "уединенное убежище отшельника", уединённый уголок. ЭРМИТАЖ– в садово-парковом искусстве XVII-XVIII вв. - постройка: расположенная в глубине парка, вдали от дворца или главного дома усадьбы; и предназначенная для уединенного отдыха, для собирания и демонстрирования коллекций, для организации концертов и пр.
ОПЕРЕТТА(итал. – operetta, франц. – operette, букв. –маленькая опера). Один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом),
включающий в себя вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с
элементами эстрадного искусства.
Название «Эрмитаж» в истории Москвы.
Небольшой исторический экскурс.
Вплоть до 90-х годов XIX в. в Москве на Божедомке существовал весьма популярный увеселительный сад «Эрмитаж», последовательно сменивший несколько названий.
Собственно, название «Эрмитаж» саду на Божедомке дал
известный французский ресторатор Морель, который арендовал его в середине XIX века. До этого сад именовался «Корсаков сад», по фамилии владельца усадьбы Римского-Корсакова, предка известного композитора, который в 1824 году сделал сад доступным для публичных гуляний. Более ранняя история этого владения восходит к предкам светоча русской поэзии А.С. Пушкина.
Знаменитый ресторатор
и предприниматель Морель построил в саду театр-цирк. В саду Мореля играл широко известный в то время оркестр Максимилиана Сакса, устраивались красочные фейерверки, яркие иллюминации, а также полеты воздушных шаров.
Заключительную страницу в историю увеселительного сада на Божедомке, сам того не желая, вписал антрепренер М.В. Лентовский, одно время бывший актером Малого театра.
В энциклопедии Брокгауза и Эфрона читаем: "Широкие замашки антрепренера разорили его окончательно".
После ряда феерий потребовавших чрезмерно больших вложений , но не принесших ожидаемой прибыли, Лентовский полностью обанкротился и это привело к закрытию сада на Божедомке.
Помимо сада «Эрмитаж» существовал еще и ресторан «Эрмитаж», располагавшийся на Трубной площади.
Удивительное совпадение, но он также связан с именем Жана Батиста МОРЕЛЯ и его компаньона, знаменитого ресторатора ОЛИВЬЕ, навсегда оставшегося в народной памяти автором одноименного салата.
ВАРЬЕТЕ - (франц. variete, от лат.varietas - разнообразие, смесь) – вид театров, в представлениях к-рых сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства.
Помимо сада «Эрмитаж» на Божедомке, существовал также и знаменитый ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади.
ЛЕНТОВСКИЙ Михаил Валентинович (1843-1906) - прославился как антрепренер.
Начал учится в городской гимназии, но бросил ее, из-за увлечения театром после гастролей в Саратове трагика Н.Рыбакова.Несколько лет провел на провинциальной сцене, где имел большой успех в опереточных ролях.
В 1878 г. он организовал в летнем саду «Эрмитаж» театр оперетты; собрал лучшие оперетточные силы, разбросанные до того по провинции; в 1882 г.,
1 июля, на территории сада открыл «Фантастический театр»; 29 декабря 1882 г. – Новый театр (зимнее помещение театра оперетты);
5 ноября 1882 г. – театр «(Скоморох» (1-ый), на Воздвиженке, был закрыт на следующий же год, 27 февраля 1883г.;
в 1885 «Скоморох» (2-ой) на Сретенском бульваре, просуществовал до 1887г.
В 1885г. произошло первое банкротство Лентовского.
Кроме-того, он держал антрепризу в Нижнем Новгороде, арендовал в Петербурге загородный сад «Ливадия», дав ему название «Кинь-Грусть».
А.П. ЧЕХОВ, в свойственной ему манере, удивительно точно изобразил портрет Лентовского и атмосферу царившую за кулисами и на сцене его театров в целом ряде своих произведений:
«Скоморох» – театр М. В. Л. ***
«Фантастический театр Лентовского» (1882)
«Кое-что»
«Мамаша и г. Лентовский»
«Находчивость г. Родона» (1883)
«Нечистые трагики и прокаженные драматурги» (1884)
«Кавардак в Риме»
НА ЛУНЕ
(Сцена, не попавшая в феерию Лентовского «Путешествие на Луну»)
Тема Ан. Ч–е. Рисунок В.И. Порфирьева.
Первый лунный астроном. Посмотрите-ка, коллега, какой на Земле яркий свет, в том месте, где город Гродно находится! Это, должно быть, громадный пожар... Вероятно, горит целый город. Второй лунный астроном. Что вы, помилуйте! Просто где-нибудь блестящая увеселительная иллюминация. Первый лунный астроном. Почему вы так думаете, коллега? Второй лунный астроном. Я полагаю, что случись такой страшный пожар, то люди забегали бы, засуетились, начали бы собирать подписки на помощь несчастным погорельцам, образовались бы благотворительные комитеты, появился бы кружечный сбор в пользу лишившихся крова... А этого ничего нет; на Земле все тихо, спокойно и все предаются крепкому, мирному сну. Очевидно, что все обстоит благополучно.
В «Русском календаре на 1885 год
А. Суворина» в отделе «Русская летопись» под 7 января 1884 г. зафиксировано скандальное событие в театральной хронике: «Известный антрепренер Лентовский , за постановку 6-ти оперетток без разрешения авторов, приговорен Московским окружным судом к заключению в смирительном доме»
30 января 1884 г. в театре Лентовского была поставлена драма «Чад жизни». Чехов писал об этом спектакле в «Осколках московской жизни»: «Видели мы и обоняли "Чад жизни" – драму известного московского франта и салонного человека, Б. Маркевича, ту самую драму, которая с таким треском провалилась сквозь землю в Театрально-литературном комитете. С не меньшим треском провалилась она и в театре Лентовского...»
(«Осколки», 1884, № 7, 18 февраля) (примечания к полн.собр.соч. А.П.Чехов, М.,1975)
С 1898 по 1900 – Лентовский работает
режиссёром в театре «Эрмитаж» Я.В. Щукина для Московской частной оперы
С. Мамонтова.
Непродолжительное время служит в театре Н.Собольщикова-Самарина, принимает участие в организации народных гуляний, режиссирует спектакли в театре Солодовникова.
Написал ряд обозрений-водевилей и множество куплетов, а также книгу «Перед закатом» (1905), очерки стихи и афоризмы.
Умер М.В. Лентовский в Москве, в небольшой квартирке, 11 (24) декабря 1906 года.