Театр и сад «Эрмитаж» Якова Щукина в лицах и исторических фактах
Оперетта Щукина
Артисты щукинского «Эрмитажа»
Русская частная опера
Оперные исполнители
С.В. Рахманинов
МХТ

История московского сада «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценат
Яков Васильевич Щукин.


Исторические даты:
1892г. - Я.В. Щукин организует в Каретном Ряду театр.
16 июля 1894 г. - Я.В. Щукин официально оформляет аренду с последующим выкупом частного землевладения в Каретном Ряду.
16 декабря 1894 г. - открытие зимнего театра Якова Щукина «Новый Эрмитаж».
18 июня 1895 г. - официальное открытие летнего сада «Новый Эрмитаж» в Каретном Ряду.
Через несколько лет театр и сад получили название – «Эрмитаж».

Создание театра и сада

Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театрального сада с первоклассной театральной программой на уровне лучших европейских образцов.

Сразу, после подписания договора об аренде с выкупом участка, без промедления, он организует масштабные работы по расчистке заброшенной территории, служившей в качестве городской свалки.

Владение в Каретном Ряду на тот момент было в весьма плачевном состоянии: большая его часть прежде служила свалкой, все было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. В зимний период сюда свозился снег со всех близлежащих улиц и площадей Москвы.

Для того чтобы сделать эту территорию цветущим садом Я.В. Щукин решает снять верхний слой грунта на глубину около 1 метра и заменить его черноземом. Только при осуществлении этого плана, по воспоминаниям современников, было задействовано более 50.000 возов!

Очевидцы этих событий были поражены энергией и деловыми качествами Якова Васильевича, сумевшего создать на этом месте прекраснейший сад, великолепное место для отдыха самой взыскательной публики.

Все в этом саду было создано под непосредственным руководством Якова Васильевича. Он собственноручно высаживал многие из специально отобранных им экзотических цветов для украшения своего сада.

В том же 1894 году Я.В. Щукин открывает летний сезон своего театра. Здание зимнего театра, открытое по его инициативе еще в 1892 г., его
не устраивает, и он вкладывает средства в его обновление. Для этого потребовались значительные суммы, но задуманное дело того стоило.
И театральная труппа Щукина, через довольно короткое время, уже работает на сцене перестроенного театра.

Открытие Зимнего театра

16 декабря 1894 г. под названием «Новый Эрмитаж» открывается зимний театр Щукина. А уже 2 января того же года Щукин устраивает благотворительный дневной спектакль для воспитанников учебных заведений Москвы. В антрактах детям предлагались бесплатное угощение и подарки.
Зимние сезоны 1896г. и 1897г. открывались выступлениями впервые приглашенного в Москву выдающегося итальянского исполнителя Густаво Сальвини.

Открытие летнего сада театра «Эрмитаж»

Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года.

Перед открытием сада, православными священнослужителями был совершен торжественный молебен и чин освящения.

По традиции сад открывался для публики в шесть часов вечера. В программе были известные струнные оркестры, знаменитые вокальные исполнители, сцены из оперетт, а также множество других интересных артистов самых разнообразных жанров выступали до позднего вечера.
В саду работал превосходный ресторан, также имевший свою качественную художественную программу.

Сад «Эрмитаж» Щукина быстро завоевал популярность среди взыскательной московской публики. В течение летнего сезона 1895г. в саду побывало в общей сложности более 70 тыс. посетителей.

Неустанно трудясь над совершенствованием своего детища, Щукин регулярно выезжает заграницу, для изучения мирового опыта в сфере увеселительных садов. Большое внимание Яков Васильевич уделяет техническому оснащению своего театрального сада. В Европе он заключает контракт на установку автономной дизельной электростанции (впервые в Москве), для освещения театральных зданий и создания иллюминации в саду. За рубежом им была также заказана новейшая модель автоматизированной системы орошения . После установки, которой, полив растений в любой точке сада осуществлялся точно в заданное время.

Лучшие артисты и мировые знаменитости

Яков Васильевич лично занимался привлечением на работу в театр лучших коллективов и оперных певцов, оркестрантов, цирковых мастеров: в театре гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини, итальянская опера с Жюлем Девайлом, известные струнные и духовые оркестры.

Здесь, впервые в Москве, состоялся показ изобретения братьев Люмьер - кинематографа. Огромным успехом пользовались оперная труппа князя Церетели с участием Е. Цветковой и И. Тартакова, романсы в исполнении М.И. Вавича, А.Д. Вяльцевой, оперные постановки труппы С.И. Мамонтова, бенефисы Ф.И. Шаляпина.

На сценических площадках «Эрмитажа» в Каретном Ряду большим успехом у зрителей пользовались оперетты признанных классиков этого жанра, таких известных композиторов как, Жак Оффенбах, Флоримон Эрве, Франц Легар.

На сцене щукинского театра выступала неповторимая Анна Павлова.
Последняя гастроль легендарной балерины в России состоялась в «Зеркальном» театре сада «Эрмитаж» в 1914 году.

Множество талантливейших художников того времени было привлечено к работе в театре - Врубель, Рерих, Левитан, Васнецов, Бальмонт, Серов, Коровин, Бауэр и другие.

Первые сезоны МХТ – 1898-1902 гг. прошли в театре «Эрмитаж» в Каретном Ряду.

Знаменательным является и тот факт, что именно Я. В. Щукин предложил дату для открытия Художественного театра
К.С. Станиславскому. Открытие МХТ состоялось в здании театра «Эрмитаж» 14(26) октября 1898 года. Именно здесь состоялись премьеры спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», первая авторская читка А.П. Чеховым его новой пьесы «Три сестры».

Построенный в 1909 году в стиле модерн летний «Зеркальный театр» (архитектор А.Н. Новиков), предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 году приобретает свой окончательный вид.

Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы.

В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена».

В 1912 году к дате 100-летия наполеоновского нашествия композитором В.Н. Гартевельдом была подготовлена специальная программа
«1812 год в песнях», в которой участвовали духовые и симфонические оркестры, хор и солисты.

В 1914 году торжественно отмечается 20-летие сада.
Под руководством Щукина работают зимний театр Эрмитаж, Зеркальный театр, открытая сцена, а также два ресторана, с программой варьете.

В летний сезон 1915 года в Зеркальном театре проходит цикл симфонических концертов (дирижер С.А. Кусевицкий) .
По свидетельствам очевидцев публики в саду всегда много.

До событий 1917 года театральный сад успешно работал под руководством Я.В. Щукина.

В начале 1917 года Я.В. Щукин, уезжает с семьей в Крым.
А вскоре после большевистского переворота 1917 года,
сад «Эрмитаж» был национализирован.
Но история щукинского сада на этом не заканчивается.

Летом 1918г., а также в 1919 и 1920гг. в Зеркальном театре выступал Ф.И. Шаляпин, однако в 1922г. вместе с семьей он покидает Россию.


Несмотря на исторические перипетии, в период революции, так и в последующее советское время, сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную.

27 июня 1987 года на сцене Зеркального театра состоялось последнее выступление на московской сцене замечательного актера Андрея Миронова (1941-1987) в спектакле «Женитьба Фигаро».

В 1979 году московский сад «Эрмитаж» получает статус памятника садово-паркового искусства.

Настоящим положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова
(1946-2003), по инициативе которого была проведена реконструкция здания Зеркального театра, с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструированном «Зеркальном театре» фактически возродило историческое театральное значение сада в культурном пространстве города.

В 2004 году отмечалась 110-ая годовщина сада «Эрмитаж».

Я.В. Щукин

Яков Васильевич Щукин
1861-1926

создатель и директор
театра и сада «Эрмитаж»
Сад Эрмитаж | Jardin Ermitage
Москва. Сад «Эрмитаж» | Moscou. Jardin Ermitage
Сад Эрмитаж | Jardin Ermitage
Москва. Сад «Эрмитаж» | Moscou. Jardin Ermitage
Наиболее известный вид на театр и сад Я.В. Щукина.

 

Эрмитаж,- в переводе с французского означает «уединенное убежище отшельника».

Антрепренер,- (фр. entrepreneur -предприниматель)
Бизнесмен, предприниматель - лицо, взявшее на себя риск организации нового дела, компании.
Менеджер, предприниматель, организатор концертов, спектаклей или содержатель частного зрелищного предприятия (концертного зала, театра, цирка).
// подробнее>>
«Эрмитаж»
Театр и сад «Эрмитаж» Я.В. Щукина.

«Зеркальный театр» в саду «Эрмитаж». 1960-е гг.
Вид на «Зеркальный театр». 1960-е гг.
Московский сад «Эрмитаж». 1960-е гг.
Фотографии из личного архива автора. © П. Л.-Щукин
А.П. Чехов читает свою пьесу «Чайка» актерам МХТ
А.П. Чехов, К.С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко
с актерами МХТ. 1899г., театр «Эрмитаж».

И.М. Москвин – царь Федор Иоаннович
И.М. Москвин – в роли Федора Иоанновича
14(26) октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович»
по одноименной трагедии А.К. Толстого
состоялось открытие
Московского Художественного Театра

В качестве дирижера
Русской частной оперы,
в 1897 году здесь дебютировал
С.В. Рахманинов,
выдающийся русский композитор.

С.В. Рахманинов

На театральной сцене сада «Эрмитаж»
в Каретном Ряду
выступала,
Анна Павлова,
великая русская балерина.

Анна Павлова

Сара Бернар

Здесь в московском театре «Эрмитаж»
в ходе своих гастролей по России (1908-09гг.)
выступала Сара Бернар,
известная актриса французского театра.
Anna Lawton
Imaging Russia 2000: Film and Facts

...
The Hermitage Gardens, on Karetny Ryad, was a green oasis in an otherwise congested urban area where I used to pause and rest between errands. The Gardens hosted cozy Hermitage Theater, nestled among flowerbeds and stone sculptures – until 1993. At that time, the organization that owned the place turned it over to some entrepreneurs who opened a night club, and the gardens were soon flooded with laser lights, giant TV screens, rock bands, disk jockeys, and hip party goers. It was about that time that Moscow began to grow "more and more cruel"...

 

© New Academia Publishing  

Ссылки по теме:
Ecли Вы oблaдaeтe документaльными cвидeтeльcтвaми, связанными с тематикой сайта пишите нaм @
All rights reserved © 2004–2016Paul L. Schukin,
Полное или частичное использование материалов размещенных на сайте возможно только с письменного разрешения автора.